Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Неговорящие дети. Что делать? (Сахно С.В., учитель - логопед)
Неговорящие дети. Что делать? (Сахно С.В., учитель - логопед) 07.02.2017

Давайте для начала разберемся, какие бывают причины речевой задержки.

Причина 1: Проблемы со слухом

Многие из вас помнят стандартную проверку слуха в наших детских поликлиниках. Врач шепотом говорит что-нибудь ребенку, ребенок отреагировал правильно – молодец, неправильно – начинают разбираться дальше. Так вот, этот подход недостаточно информативен. При речевом отставании рекомендовано проводить компьютерную диагностику, которая позволяет отследить состояние слухового анализатора на всем его протяжении, то есть, до самой слуховой коры головного мозга.

Причина 2: Проблемы с воспроизведением речи

Часто речевые проблемы связаны с нарушениями самого речевого аппарата: это врожденные и приобретенные дефекты речевых органов, слабая подвижность языка или губ, и даже неправильный прикус.

Причина 3: Не востребованность речи

Обратите внимание на то, как часто вашему ребенку необходима речь. Если малыш растет в гиперзаботливой среде, в которой он получает все, что нужно по первому жесту или взгляду, речь ему попросту не нужна.

Причина 4: Генетические заболевания и поражения головного мозга

Сюда также относятся и любые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, и травмы, и даже осложнения в родах.

Что делать, если ребенок не говорит?

После того, как вы прошли все необходимые исследования и выяснили точную причину отсутствия речи у вашего малыша, пора переходить к активным действиям. В любой детской поликлинике вам конечно назначат занятия с «речевыми» специалистами: логопедами, психологами, дефектологами и т.д. Также могут предложить и другие процедуры, направленные на стимуляцию определенных клеток мозга, отвечающих за речь. Но как можно помочь своему ребенку в домашних условиях.

Как заниматься с неговорящим ребенком в домашних условиях?

Любой квалифицированный специалист скажет вам, что без домашних занятий хорошего и быстрого прогресса добиться очень сложно. Ведь педагоги и врачи работают с вашим ребенком всего несколько часов в неделю, и они не знают всех особенностей его характера.

Вот несколько способов помочь малышу научиться разговаривать:

1. Разговаривать с ребенком больше и чаще.
Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов.

2. Развивать мелкую моторику ребенка.
Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребенка нужно как можно раньше. Вы можете:

- Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приемы массажа Вам покажет профессиональный массажист.

- Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры-потешки типа «Сорока-белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развивающее значение часто не до оценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых Вы найдете разнообразные полезные и веселые упражнения для развития пальчиков.

- Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застегивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что все чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках – это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте про конструктор. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

3. Артикуляционные упражнения:

· Широко открываем рот – закрываем рот

· Вытягиваем вперед сомкнутые губы с напряжением

· Язык далеко высовываем изо рта и заводим его максимально вправо-влево

· Надуваем и сдуваем щеки

· Улыбаемся, широко растягивая рот, с сомкнутыми зубами

· Открываем рот и кончиком языка проходим по нижним и верхним зубам с внутренней стороны

4. Речевые упражнения:

Пусть ваш ребенок повторяет за вами простые гласные: А, У, О, И. Когда с этим упражнением не будет проблем, переходите к более сложным. Таким образом учим по порядку:

· Гласные

· Согласные

· Простые слоги: ма, па, ба, му и т.д.

· Слова из двух одинаковых слогов: ма-ма, ба-ба, па-па

· Слова из двух разных слогов: во-да, е-да, от-дай

· Слова из трех слогов

5.Читатьребенку книжки.
Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев, уточните что и как они делают, какие они. А еще лучше – проиграйте сказку или историю, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев прочитанного.

6. Иногда становиться немного «бестолковым».
Бывает полезно поставить ребенка в ситуацию, когда его не понимают. Даже если вы прекрасно знаете, чего хочет ваш малыш, притворитесь, что Вы совершенно его не понимаете. Возможно стремление ребенка получить от взрослого какой-то предмет создаст для него необходимость выразить свое желание словами.

При этом важно не обидеть ребенка. Если Вы не уверены в себе или в своем малыше, лучше не рискуйте. Этот совет, может быть, не для Вас.

Теперь Вы знаете, что нужно и можно делать. Но этого мало, важно знать – чего делать нельзя:

1. Не требуйте от ребенка невозможного. Не приставайте постоянно с просьбами: «Скажи», «повтори», «назови». Это совершенно точно не поможет малышу заговорить.

2. Не упрекайте его за то, что он все еще не говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения между вами будут испорчены. Кроме того, ощущение неуспеха порождает у ребенка чувство тревоги.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребенка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребенку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».

И помните, пусть занятия не дадут эффекта сразу, но терпение и труд со временем принесут успех!


(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи