Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
Приглашаем к диалогу! Что нужно знать о внутренней картине здоровья
Приглашаем к диалогу! Что нужно знать о внутренней картине здоровья

              «Что нужно знать о внутренней картине здоровья» 

Не секрет, что число детей, имеющих хронические заболевания, растет, а детей, относящихся к первой группе здоровья все меньше. Этому есть множество объективных причин, а поэтому есть разнообразные решения по улучшению состояния здоровья детей. Часть таких решений есть в компетенции воспитателя детского сада, а часть в семье у родителей. Данная статья предполагает для тех и других новый подход, который еще не стал распространённым, но имеет все перспективы таковым стать, если и родители, и воспитатели примут его на вооружение.

Для начала давайте обсудим два важных понятия, имеющих отношение к состояния здоровья и болезни.

Первое, внутренняя картина здоровья – обозначает некоторое представление человека о себе как здоровом человеке и предполагает наличие детальной разработки картины здоровья человека, что будет затруднять возникновение заболеваний, связанных с развитием стресса.

Второе, внутренняя картина болезни – обозначает представление о своей болезни и своем месте в нем. Наличие внутренней картины болезни будет облегчать возникновению новых болезней.

Задача воспитывающих взрослых (воспитателей и родителей) помочь ребенку сформировать внутреннюю картину здоровья – это и будет одно из направлений по профилактике заболеваний у детей.

Дети с разным уровнем внутренней картины здоровья на вопрос «Что нужно делать, чтобы быть здоровыми?» отвечают по - разному:

· Ходить к врачу и пить таблетки.

· Надо заниматься спортом.

· Надо больше гулять на свежем воздухе.

Разные у этих детей были и ответы на вопрос: «Кто хочет поболеть?». Анализ показывает, что у одних детей сформирована внутренняя картина здоровья, а у других - внутренняя картина болезни.

Почему? Потому, что пока ребенок здоров воспитывающие взрослые или вообще не говорят о том, как нужно поддерживать это состояние здоровья и не учат, или очень мало уделяют этим вопросам внимания. С хронически больными детьми чаще говорят о профилактике, и о том, что нужно делать, чтобы поддержать состояние здоровья.

Известен факт, что по понедельникам в среднем 20% детей испытывают те или иные соматические симптомы: болит голова, живот, поднимается температура. Эти симптомы очень быстро проходят, как только ребенка оставят дома.

Такие симптомы замечали и наши родители, с этим сталкивались и воспитатели в часы приема детей. Дальнейшие такие проявления у детей будут зависеть от реакции родителей и помощи воспитателей. Особое внимание может усилить симптомы, а работа с причиной, вызывающей эти симптомы, напротив – уменьшить такое состояние ребенка. Фиксация на этих симптомах в дальнейшем может даже привести к формированию «профессионального больного», который легко заболевает тогда, когда это ему выгодно.

Дополнительная работа взрослых по формированию у детей внутренней картины здоровья повысит устойчивость детей к инфекционным заболеваниям, а также уменьшит неосознанное стремление вызвать тот или иной симптом, чтобы остаться дома и не посещать детский сад.

Опыт показывает, что те родители, которые были заинтересованы в разговорах с детьми о преимуществе здорового образа жизни и те воспитатели, которые активно говорили с детьми о том, как поддерживать здоровье, добились положительных результатов. Если до начала такой работы большая часть детей рассказывала о посещении с родителями только торговых центров, то теперь в их рассказах появились темы совместных походов к морю и реке , в парк, за город, за грибами, на стадион, на детскую площадку и т.д.

Безусловно, эффективность работы по этой теме зависит от желания воспитателей и родителей поддержать эту программу. Но даже изменение представлений у части родителей и детей о собственном здоровье, их желание принять ответственность на себя за его поддержание, плюс воспитателя с детьми – представляют значимый результат по поддержанию здоровья у наших детей!

Всех, кого заинтересовала данная статья, всех у кого хоть чуточку изменилось представления о внутренней картине здоровья, всех у кого появились результаты работы, приглашаем к диалогу. Ждем ваших сообщений на нашу почту.

Ваши отзывы будут размещены на этой же странице.

 смотрите ниже

Литература:

  1. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? Вопросы психологии 1992 № 5
  2. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания, М 1977
  3. Е.И. Николаева, В.И. Федорук. Е.Ю. Захарина "Что нужно знать воспитателю о внутренней картине здоровья" Дошкольная педагогика, 2012

Ваши отзывы:                        i (96).jpg

  • Решетнякова Л.В., воспитатель: "Меня статья очень впечатлила.  Я полностью согласна с авторами и предложила ее для диалога с коллегами и родителями".
  • Куликова Э.Э., воспитатель: "Статья не оставила меня равнодушной. Очень часто мы, воспитатели, встречаемся в своей работе с такими ситуациями, сталкиваемся с разной реакцией родителей. Уже применила теорию с ребятами в своей группе. Результативно!"
  • Лунегова А.И., воспитатель и просто мама:    Меня очень заинтересовала статья «Что нужно знать о внутренней картине здоровья». Так как я сама являюсь мамой 5-летнего ребёнка и работаю воспитателем в детском саду, хотелось бы выразить свою точку зрения по поводу здоровья детей, что, на мой взгляд, на него влияет и поделиться опытом с родителями и коллегами.

    Все мы знаем, что когда ребёнок идёт в садик- это важный период в его жизни. Но не все мы задумываемся, что при поступлении в садик изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка. Вместо полной свободы движений (а потребность в движении, как известно, свойственна каждому здоровому ребёнку) его ждёт непосредственное «подчинение» режимным моментам в садике. А как видно из нынешней жизни, многие родители совсем не придерживаются режима дня дома. А зря! Ведь правильно организованный режим имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других немаловажных черт личности. Ко всему этому присоединяется ещё умственная работа. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребёнок вынужден подстраиваться под социум, в который он попал, выполнять определённые задачи. А ведь всё "это влияет на детскую нервную систему, ведь она у детей очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды.

    Понятие «правильный режим» - это не только разумное распределение часов, отведённых для приёма пищи и сна. Для нормального развития ребёнка очень важно правильно чередовать занятия - спокойные и подвижные игры, прогулки, посильный труд. А как показывает опыт работы с родителями, многие из них либо вовсе не уделяют этому никакого внимания, либо наоборот, ещё больше усугубляют здоровье ребёнка. Как правило, вечером, когда вся семья в сборе, дети либо смотрят телевизионные программы, причём зачастую несоответствующие их возрасту, либо играют в очень «шумные» игры (подвижные), или ещё хуже - сидят вместе с взрослыми за компьютерами. Причём стоит заметить, что всё это происходит за 2-3 часа до сна ребёнка. Многие родители начинают укладывать детей не в 21 час, как положено по возрасту, а в 22часа или ещё хуже - 23 часа ночи - что тоже отрицательно влияет на здоровье ребёнка. Утром, как правило, эти дети встают вялыми, пассивными, либо наоборот - раздражительными, с большим трудом «включаются» в любое дело.

    Поэтому, каждый родитель должен помнить, что связь психического и физического здоровья всегда связаны между собой, а особенно у детей. Ведь посмотрите на здорового ребёнка. Глаза его горят живым интересом ко всему происходящему, он улыбается, готов играть, бегать, с удовольствием заниматься каким-то важным делом.

    Я недавно прочитала из одной статьи, что отрицательные эмоции играют огромную роль в формировании у детей гипертонической болезни и стенокардии, которые, в настоящее время, проявляются у детей к 6-ти годам. Вы только вслушайтесь в этот возраст!

    А ведь у пассивных, мнительных, скептически настроенных родителей, как правило, такие же и дети, и любое заболевание у этих людей труднее поддаётся лечению. Вот почему воспитание оптимизма, жизнерадостности, доброжелательности должно войти в круг забот о здоровье ребёнка, о его счастье. Как же сделать так, чтобы ребёнок всегда был жизнерадостным?! Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке радость, умел извлекать интерес из повседневного, обыденного, всё, что он делает, он делал бы с удовольствием. На всё это влияет окружающая обстановка. Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребёнок растёт общительным и весёлым.

    Лично я поддерживаю тех родителей, которые избегают говорить при детях об их и своих болезнях, о неприятных происшествиях, каких - либо опасениях. Как говорится - «Всему своё время». Лучше разделяйте с ними радость, даже если, с вашей точки зрения, они радуются, кажется, пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле и мн.др. Обращайте их внимание на всё интересное, приятное, весёлое, а не только на опасное и нежелательное. А ведь иногда ребёнок не слышит ничего, кроме «Не лезь - упадёшь!», «Не трогай - будет больно!» От вас не требуется, чтобы вы постоянно потыкали ребёнку. Будьте одновременно мягки и решительны. Заласканный, изнеженный ребёнок растёт болезненным, плохо подготовленным к жизни, к преодолению трудностей. Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются. Уважайте в маленьком человеке личность! И помните, что режим дня - лучшее средство предупреждения нервности и борьбы её проявлениями, воспитания, организованности и сохранности. Известное педагогическое правило: на ребёнка гораздо больше действует не то, что говорит воспитатель, а то, что он делает. Помните всегда об этом!

    Реже прибегайте к назиданиям и окрикам, больше всего стремитесь создать ребёнку правильные условия, показывайте ему пример жизнерадостности, оптимизма, уравновешенности.

    Здоровая нервная система, бодрость, оптимизм - одно из важнейших условий гармоничного развития маленького человека!

    С уважением и большой признательностью за то, что прочитали -

    Лунегова Антонина Ивановна (воспитатель и просто мама)

                                                                                                                                                                               2013г.


(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи