Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
2018_Вот так мы живем! Живем не тужим, А крепко дружим!
20.01.2020

4. Основные показатели и результаты деятельности в части развития у детей социально-личностных качеств.

 

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во-первых, способных найти «себя» и своѐ место в жизни; во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в-третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Проблема социально-личностного развития дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Чтобы выполнить общественный заказ   и воспитать культурного человека, свободного гражданина, творческую индивидуальность, в ДОУ созданы все необходимые условия:

·        благоприятная предметно-развивающая среда способствующая социализации личности дошкольников, содержащая социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка;

·        разработана единая система работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;

·        организована работа по профилактике и коррекции имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Реализация социально-педагогической деятельности в условиях ДОУ осуществляется через:

·        изучение и диагностику индивидуальных особенностей воспитанников; 

·        оказание помощи в работе воспитателей, группы детей, родителей; 

·        социальную защиту ребенка в связи с возникновением проблем, имеющих для него жизненно важное значение; 

·        выявление профессионально-педагогических возможностей педагога и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, результативности педагогической деятельности, работы с детьми, родителями; 

·        непосредственную подготовку социально-педагогических мероприятий с детьми, педагогами, родителями. 

В МАДОУ разработана структура, через которую осуществляется процесс социализации дошкольников: социализация – адаптация – детская субкультура – духовно-нравственное воспитание – взаимодействие ДОУ и семьи – дополнительное образование.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него среду и безболезненное привыкание к его условиям.

Работа нашего дошкольного учреждения строится следующим образом:

1) Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение: родительские собрания, анкетирование, консультации с родителями; группа кратковременного пребывания; свободный режим (в первые дни).

2) Создание необходимых условий: комфорт и уют в группах; гибкий режим дня; индивидуальный подход; учет домашних привычек; «Блокнот для родителей», в котором родители могут получить заочную консультацию психолога, администрации т.д.

3) Создание предметно-развивающей среды: использование нетрадиционных форм (уголки «Здравствуйте, я пришел», «Позвони маме», «Моя семья», «Уединение»); побуждение ребенка к общению со сверстниками; побуждение ребенка к общению с взрослыми; игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки. С первых дней пребывания в детском саду педагоги стремятся придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность.

 

Детская субкультура в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. Детская субкультура предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в  иные миры пространства. 

Основными компонентами детской субкультуры являются: духовно – нравственное воспитание (усвоение детьми ценностей, традиций, культуры общества); детский правовой кодекс (нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, разнообразнее компоненты детского общения); детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др.); детский юмор (анекдоты, розыгрыши, перевертыши, истории - небылицы); своеобразные увлечения: детские собирательства и коллекционирования; детская картина мира (совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром).

В МАДОУ используются следующие формы работы по приобщения дошкольников к детской субкультуре:

·        авторские выставки («Моя любимая игрушка», «Мои достижения», «Семейные традиции и увлечения», и др.);

·        тематические выставки («Космическая техника», «Профессии наших родителей» …); 

·        презентация жизни детской группы («Новогодние сказки», «Давайте познакомимся» и др.), презентации как личных, так и семейных групповых коллекций;

·        праздничные события и первые тематические проекты («Осенняя ярмарка», «Моя семья», «Мой младший друг» и др.);

·        совместные мероприятия и праздники детей и родителей («День матери», «Яблочный спас», «Масленица»….).

Духовно-нравственное воспитание детей. «Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность». (В.А.Жуковский).

Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам, взрослым, Родине и т.д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

В МАДОУ разработана структура, через которую осуществляется процесс духовно-нравственного воспитания: приобщение к духовным традициям русской культуры (фольклорные, обрядовые праздники и развлечения) - художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность, русское народное творчество, искусство) – экология межличностных отношений – гражданское воспитание (моя малая Родина, история государства, защитники земли Русской) – формирование экологической культуры – педагогическое сопровождение семьи (именно семья, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции).

Главный результат, на который мы очень надеемся, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. 

Детский сад и семья. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. в этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим, различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Наши педагоги готовы помочь и помогают в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им лекции.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса реализовывается еще до поступления ребенка в детский сад. С этой целью у нас организованы группы кратковременного пребывания, что положительно характеризует наше дошкольное учреждение в условиях современной конкуренции.

В традиционных формах работы с семьей отводится немало внимания психолого-педагогическому просвещению. Используются открытые занятия с детьми ДОУ для родителей, а также видеозаписи занятий, развлечений, прогулок, игр детей и др.

Для вовлечения родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность – используются следующие формы: участие в проведении совместных мероприятий, утренниках, благоустройстве ДОУ; участие в работе родительского комитета, Совета родительской общественности и многие другие формы.

            Нетрадиционные формы общения с родителями в ДОУ построены и направлены на установление неформальных контактов, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, изготавливают атрибуты, участвуют в конкурсах, акциях, проектах. Организовываются выставки совместных творческих работ родителей и детей «Сударыня картофелина», «Осенний урожай», «Зимние узоры», «Мастерская Деда Мороза», «Звездный космос», «Летят самолеты, плывут карабли…», «Дом для птиц» и др. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей». В проведении «Круглых столов» реализуется принцип диалога, партнерства, с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожелания родителей. Положительной стороной подобных форм является то, что родителям не навязывается готовая точка зрения. Их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Преимущества такого взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, т.к. будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В- третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-пятых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в МАДОУ и семье.

Индивидуальное развитие личности дошкольника 
через дополнительное образование.

Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

Для чего в нашем детскому саду дополнительное образование?

Во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях и, что не менее важно, – в новом коллективе. Во-вторых, это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают МАДОУ и семья.

В нашем дошкольном учреждении кроме воспитателей с детьми работают музыкальные руководители, инструктор по плаванию, учитель-логопед, педагог-психолог.  У детей появилась возможность сменить повседневную обстановку группы (а это очень важно для их эмоционального состояния!) Перед коллективом детского сада встала задача обновления содержания, форм и методов работы, создания условий для развития творческой личности.

Определить спектр услуг помогает  ежегодное обследование потребительского спроса. Через анкетирование родителей (законных представителей) мы получаем информацию об их предпочтениях и пожеланиях.

Опыт показывает, что дети, занимающиеся дополнительным образованием, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детские коллективы МАДОУ становятся постоянными участниками, городских смотров-конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества. Многочисленны и личные достижения отдельных воспитанников.

Создание условий в нашем дошкольном учреждении через дополнительное образование дает возможность детям раскрыть и реализовать свои способности и достигнуть высокого уровня интеллектуальности и творческого потенциала, что способствует их успешной социализации.

Результат. Достигнув поставленных целей в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста, мы очень надеемся, что в Душах и сердцах наших воспитанников поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…


(Нет голосов)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи