Версия для слабовидящих

ДЕТСКИЙ САД № 23 "РОДНИЧОК"
АКТУАЛЬНО!
2018_Приобщение детей к общечеловеческим ценностям
20.01.2020

3.Основные показатели и результаты деятельности в части приобщения к общечеловеческим ценностям

Общечеловеческие ценности… Что мы включаем в это понятие? Это доброта и милосердие, уважение к старшему поколению, справедливость и ответственность, достоинство и честность, любовь к Родине и патриотизм, дружба, культура, вера, любовь, то есть все то, что формирует систему морально-этических принципов каждого человек.

Для чего же нужны общечеловеческие ценности? Они выполняют роль связующего звена между каждым отдельно взятым человеком. Дело в том, что каждый человек представляет собой яркую индивидуальность, с собственным пониманием таких понятий, как добро и зло. Общество, в котором живем мы, и наши дети является целостным организмом, поэтому необходимо наличие объединяющих факторов и общепринятых норм. Именно в этом качестве и выступают общечеловеческие ценности.

Например, такое понятие, как гуманизм мешает распространению насилия, жестокости и войны, способствуя миру и согласию во всем мире.

Чувство национального достоинства необходимо для развития и духовного становления каждого народа и каждой страны. Милосердие очищает и соединяет сердца людей, кем бы они небыли, и чем бы ни занимались.

А главная вечная ценность, которая формирует духовную культуру человечества - это любовь. Любовь к детям, любовь к ближнему, любовь к природе, любовь к родной земле... Именно это чувство способствует улаживанию конфликтов и гармоничному сосуществованию людей на земном шаре.

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте.

В этот период начинают развиваться черты характера, которые незримо связывают ребёнка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребёнок, в народных песнях и музыке, в игрушках и игра, впечатлениях от картин родной природы, быта, традиций, среди которых живёт.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Дошкольное образовательное учреждение – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству.

Усвоения общечеловеческих ценностей детьми дошкольного возраста, процесс достаточно сложный. Его можно сравнить с подъемом по лестнице. С самого раннего возраста дошкольники начинают усваивать правила и этические нормы общества, учатся оценивать поступки других детей с точки зрения морали, подчинять свое поведение общепринятым нормам.

Игра. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно через игру и созданные игровые ситуации мы формируем представления о нравственных ценностях, предлагаем детям возможность нравственного выбора. Через игру ориентируем детей на умение видеть добро, отрицательное и положительное в действиях и поступках других детей, учим прощать и просить прощение, поддерживать товарищей, помогать находить выход из затруднительных ситуаций вместе, не смеяться над слабостями и неудачами других

Патриотизм, гражданственность. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста базируется на принципе народности, выдвинутом выдающимся отечественным педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Обычаи и традиции народа, изучение истории родной страны являются фундаментом патриотического воспитания, поскольку его целью является приобщение детей к духовным ценностям, родному языку, культуре. Детская художественная литература, сказки, театрализованная деятельность, традиционные праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая, «День города», «День рождения Краснодарского края», «День России»), фольклорные, обрядовые развлечения («Осенины», «Масленица», «Яблочный спас», «День Семьи, Любви и Верности») помогают решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира. Ребенок будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребёнка. Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет. Легко и непринуждённо впитывает потоки добра, справедливости, жалости, преданности и любви.

Ценностное отношение к природе, окружающей среде. Экологическая среда в нашем детском саду – это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Ценностное отношение к природе и окружающей среде формируется через экологизацию различных видов детской деятельности, а именно: познавательной, игровой, трудовой и художественно-речевой.

Наблюдения – один из видов познавательной деятельности. В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы. Для этого в нашем детском саду созданы необходимые условия: это и детский огород, использование которого помогает в экологическом воспитании, знакомит с природой и её сезонными изменениями, а совместная трудовая деятельность, дает возможность видеть результаты своей работы, прививает чувство ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива; наличие детской метеоплощадки «Родничок», с помощью которой дети усваивают систему знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях, развивают навыки исследовательской деятельности; туристическая зона, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, знакомству с окружающим миром, расширяет кругозор, воспитывает патриотические чувства и положительные черты характера.

Опыты - следующий компонент формирования у детей ценностного отношения к природе. Опыты, очень напоминают фокусы, они доступны дошкольникам. При проведении опытов дети не получают готовых знаний от педагога, а исследуют, самостоятельно добывая знания. Опыты содействуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, осознания причинно-следственных связей. Они помогают дошкольникам раскрыть некоторые тайны окружающего мира и способствуют формированию их экологического мировоззрения.

        Сюжетно-ролевые игры - предполагают наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания.

Дидактические игры экологического содержания. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка.

Интеллектуальные игры так же пользуются большой популярностью. Такие игры как «Своя игра», «Брейн-ринг», «Конкурс вопросов и ответов». «КВН», адаптированы на дошкольный уровень и успешно используются   для целей экологического образования старших дошкольников.

Положительную роль в экологическом образовании играет и художественно-речевая деятельность: рисование, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствует формированию у детей осознанно-ценностного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.

Использование педагогами нашего детского сада технологии «Дети-волонтеры» помогает формированию чувства доброты, сострадания, внимания, заботы, личной ответственности, учит милосердию. Волонтерские отряды «Родничка», принимают участие в различных акциях и проектах, таких как: «День помощи малышам», «Открой сердце» (помощь животным эколого-биологического центра), «Солдатский платок» (к празднованию Дня Победы), концерт для ветеранов ВОВ и детей войны «Мы, помним», «Посади дерево, куст, цветок» (экологическая акция). Впереди у нас и наших ребят еще очень много добрых дел.

Работа с детьми — тяжелый труд, в котором работает и общество, и государство, и родители, и мы педагоги. Все стараются не допустить ошибок, контролировать каждый аспект на пути развития ребенка. Именно до школы закладывается базис для всего дальнейшего образования, важно успешно привить ребенку ценности гуманизма и уважения. Довести до того периода, в котором главным воспитателем для него станет он сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(Нет голосов)

Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Все новости и статьи