2018_Для вас ребенок уникален, для нас он - гениален
20.01.2020
Введение в дошкольное образование ФГОС ДО повлекло за собой освоение современных подходов к организации жизнедеятельности детей в детском саду, новых технологий, синтезирующих элементы игрового, познавательного, поискового, творческого взаимодействия в интеллектуальном развитии дошкольников.
Основополагающими принципами, необходимыми для развития интеллектуального потенциала являются:
- полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- познавательное развитие ребенка;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Педагогическим коллективом созданы благоприятные условия в МАДОУ для развития интеллектуальных способностей воспитанников: большое внимание уделено организации пространственно-образовательной среды. Среда сегодняшнего дня – это полифункциональная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная. В группах созданы центры активности, предусмотрены уголки уединения, организованы мини-лаборатории для экспериментальной деятельности, группы наполнены разнообразным современным игровым оборудованием, дидактическими пособиями. У детей есть возможность заниматься любимым делом, выбрать игры по душе, заняться экспериментированием или исследованием. Особое внимание при организации развивающей среды педагоги уделяют соответствию возрастным особенностям детской деятельности и на удовлетворение потребности на актуальное ближайшее и перспективное творческое развитие воспитанников.
Роль педагогов в интеллектуальном развитии детей не транслировать готовые знания, а создавать условия для познавательного развития ребенка, быть проводником в интеллектуальном поиске. Педагоги МАДОУ активно осваивают новые педагогические технологии: технологии проектной деятельности, интерактивного взаимодействия, личностно-ориентированные технологии, экспериментирование с предметами и объектами природы.
Основной вид деятельности детей дошкольников – игра, именно ее педагоги умело задействуют для развития интеллектуальных способностей. В игровой форме эффективно развиваются интеллект и логическое мышление через использование разнообразных дидактических и развивающих игр. Разнообразные развивающие игрушки также способствуют развитию интеллектуальных способностей. Однако ведущая роль игры определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности - учению. Дети с удовольствием и увлечением играют в дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры, музыкальные игры-забавы и творческие сюжетно-ролевые игры. Им принадлежит особая роль в развитии личности ребенка.
Общение - один из важных источников развития познавательной деятельности. При этом не только педагог может что-то открыть новое ребенку, но и ребенок - педагогу. Задачу общения мы видим в признании и приятии личности ребенка, в развитии речевого общения, в привлечении внимания ребенка к миру, глазам другого, в яркой эмоциональной насыщенности общения детей, в развитии у ребенка умения слушать другого, проявлять доброту и отзывчивость.
Творчество в его различных проявлениях способствует активному развитию абстрактного мышления, закрепления навыков логического интеллекта и также способствует открытию талантов и способностей ребенка.
Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Наиболее результативным является создание на занятиях психолого-педагогических условий для развития познавательных интересов детей, привлечение их к совместному решению учебных задач, подведение к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситуаций.
Во-первых, особое внимание педагогами на занятии уделяется созданию комфортной для детей обстановки, положительного эмоционально окрашенного общения, поддержка детей во всех начинаниях и действиях. Во-вторых, все занятия построены в игровой форме и тщательно продуманы по своему сюжетному содержанию. А достигаемая за счет особой организации игровая форма позволяет снимать излишнюю дидактичность занятий, придают им эмоциональную окраску, вызывает у детей интерес, желание заниматься. Педагоги умело пользуются формами и методами обучения. Все это благоприятно отражается на развитии умственных способностей и эмоциональной сферы детей.
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по – настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольников: движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
В нашем детском саду осваивают компьютер дети старшего и подготовительного к школе возраста. Основным направлением нашей работы является введение ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно - экологического и физического развития дошкольника. Дети получают большое удовольствие от выполнения в игровой форме различных заданий, познания множества интересных фактов об окружающем мире.
Результаты освоения ООП ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают у воспитанников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Освоение воспитанниками ООП ДО
|
Итоговый показатель по ДОУ ( %)
|
В
|
С
|
Н
|
«Любознательный, активный»
|
76%
|
14%
|
10%
|
«Эмоционально отзывчивый»
|
86%
|
15%
|
1%
|
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
|
75%
|
15%
|
10%
|
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
|
78%
|
20%
|
2%
|
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
|
78%
|
12%
|
10%
|
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе»
|
80%
|
18%
|
2%
|
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
|
85%
|
55%
|
10%
|
Уровни овладения навыками и умениями по образовательным областям
|
Итоговый показатель по ДОУ (%)
|
В
|
С
|
Н
|
Физическое развитие
|
75%
|
18%
|
7%
|
Социально-коммуникативное
|
80%
|
15%
|
5%
|
Познание
|
63%
|
27%
|
10%
|
Речевое развитие
|
70%
|
22%
|
8%
|
Художественно-эстетическое
|
82%
|
10%
|
8%
|
В МАДОУ созданы условия, способствующие интеллектуальному развитию воспитанников. Идёт активное освоение инновационных развивающих технологий всеми педагогами детского сада.
Оптимизация интеллектуального развития воспитанников средствами инновационных развивающих технологий и игр способствовала повышению уровня познавательного развития выпускников.
Результаты педагогического отслеживания показали, что за последний год количество выпускников, имеющих высокий уровень познавательной активности, повысился на 15 %. Пятьдесят процентов воспитанников легко решают логические задачи, соответствующие возрастным возможностям; проявляют творчество, умеют анализировать источники информации, инициируют обсуждение проблем в кругу сверстников.
Стимулирование интеллектуального развития воспитанников возможно через поэтапное, постепенно усложняющееся с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий, развивающих игр, направленных на развитие познавательной сферы воспитанников. Это способствует росту интеллектуальной культуры всех участников воспитательно – образовательного процесса, повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе.
Комментарии